Парадигма (лат.) – образ или пример, алгоритм, модель. Парадигма образования – концептуальная модель образования. Колесникова ввела это понятие.
Формирование парадигм образования происходило по мере освоения человечеством различных способов взаимодействия с миром. Каждая из парадигм отвечает тому или иному восприятию мира, педагогических объектов, понимания существа этих педагогических объектов. Существует три подхода к культуре и три концептуальные модели образования.
3 Подхода к культуре
Аксиологический – культура рассматривается как ценность
Деятельностный – некакая деятельность по созданию материальных или духовных ценностей
Личностный – культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах.
3 парадигмы или 3 концептуальные модели образования
(соответствующие подходам к культуре)
Традиционалистко – консервативная (соотв-т аксиологическому подходу) сохранение культуры с помощью образования, имеет позитивный смысл.
Рационалистическая (деятельностный подход) – в центре внимания не знания, а способы действия
Феноменологическая /гуманистическая относится к человеку, как к главному феномену культуры, субъектом образование (соотв-т личностному подходу)
Парадигмы различаются:
- по целям, которые ставятся перед образованием
- по пониманию функций школы
- по способам достижения целей
- по характеру педагогического взаимодействия
- по позиции ученика в образовании.
Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.
Традиционалистско-консервативная (Знаниевая парадигма)
В основе 3 постулата:
- В основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие им умения, способы и навыки.
- Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
- Большое место уделяется этическим ценностям.
Эта парадигма имеет в своей основе сберегательную функцию. Цель школы заключается в сохранение и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих сохранению социального порядка. Характерна академическая направленность не связывающая школу с жизнью. Традиционалистско-консервативная парадигма существовала до 50-х годов 20 века в СССР.
Технократическая парадигма
Сформировалась как производная от наблюдательных фактов и явлений научно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно и проверенной опытом. Девиз для учителей данной технократической парадигмы: «Знание – сила!».
Критерием истинности служит практика. В условиях данной парадигмы результат может быть оценен в системе «да - нет», «знает – не знает», «владеет – не владеет» и др. Всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень знаний. Понимание качеств человека сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнять определенную социальную функцию. Представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне. На уровне философско-педагогического сознания фигурирует «любовь» к науке и знаниям, а любовь к ребенку оказывается лишней, ее заменяют уважение и требовательность.
Официально введена в 1958 г. в СССР. Из учебных планов было изъято:
- Конституция СССР
- Психология
- Логика
Вместо них:
- Технически-обслуживающий труд
- Военная подготовка
Сейчас трудовая практика – отголосок этой парадигмы. В годы господства этой парадигмы «освоили» космос, высок. Результат.
Бихевиористская (Поведенческая, Рационалистская) парадигма
В основе – психологическая ориентация. Бихевиоризм – психологическая теория поведения, которая рассматривает поведение как реакцию человека на воздействие внешней среды. Меньше внимания обращается на внутреннее состояние, больше на внешний стимул. Эта модель рассматривает школу как путь освоения знаний с целью формирования поведения детей. Цель школы: сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», готовят к поведению в определенной среде, для определенных ситуаций и дает набор действий, соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям культуры. Термином поведение обозначаются все виды реакций, свойственных человеку, (его мысли, чувства и действия). Термин «социальная инженерия» ввел амер. Психолог Скиннер. Все сводится к формированию конкретных навыков и реакций.
Эта парадигма применялась в
- Австралии
- Бельгии
- США
Гуманистическая (Феноменологическая) парадигма
В центре внимания – развитие учащегося, его индивидуальные потребности, межличностное отношение. Ядро: гуманистический подход, помощь в личностном росте + внимание к его подготовке к жизни.
В основе:
- Развитие
- Саморазвитие
- Самореализация
- Творчество ученика и т.д.
Развитие – переход учащегося на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач. По мнению Выгодского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в обучении. Согласно Выгодскому, существует 2 зоны развития:
- Зона актуального развития, т.е. те ЗУН (Знания, Умения, Навыки), которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно.
- Зона ближайшего развития, т.е. те ЗУН, которыми ребенок может пользоваться с помощью взрослых.
Различают также:
- Общее развитие (универсальных способностей)
- Специальное развитие (связано со способностями, одоренностью)
- Культурное
Высший уровень развития – саморазвитие! Главное: нахождение каждым человеком истины, т.е. пути познания. Девиз: «Познание – это сила!» Педагогический процесс по принципу диалога или полилога и богат импровизацией, не существует однозначной истины. Основная установка: ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого в праве каждого познавать мир без ограничений. Формирует отношение: субъект-субъект
Учитель и учащийся совместно вырабатывают:
- цели деятельности
- ее содержимое
- выбирают формы и критерии оценки, находясь в состояние сотрудничества, сотворчества
Представители:
- Сократ
- Каменский
- Писталоцци
- Руссо
- Дьюи и мн.др
Все они не отличаются единством воззрений. В рамках парадигмы существуют разнообразные модели образования. Но в единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и к детству и признание развития ребенка главной задачей школы.
Введена в 1991 году «на местах» (по инициативе учителей). Актуальна до сих пор. Многие считают, что эта парадигма временная, а потом мы возвратимся к знаниевой, так как она больше соответствует нашему менталитету.